Тема 2. Природа политической власти.
1. Политика - борьба за власть.
2. Исторические формы власти: автократия – аристократия – демократия. Их вечные спутницы: тирания – олигархия – охлократия.
3. Власть денег. Власть авторитета.
4. Соотношение государственной и духовной власти.
5. Власть и влияние.
6. Демократия и принцип разделения властей.
7. Политическая система и её неотъемлемая часть – тайная политическая полиция.
«Всякая власть есть
непрерывный заговор»
Бальзак
· Политика (греч. politiko') - завоевание, удержание и использование государственной власти.
Заметим, что в рамках нашего спецкурса, мы рассматриваем только политический вид власти – государсвенную и муниципальную - выборную ( в отличие от административной власти – назначаемый свыше начальник, в т.ч. –военноначальник; в отличие от относительно самостоятельной церковной или «духовной» власти церковных иерархов –пап, патриархов, епископов, попов; в отличие от власти моральных авторитететов и героев в народе, нации, государстве).
· Древнегреческое «архе» – начало и власть. Начальник.
В латинском - Potestas - сила, мощь, господство, власть.
Старославянское “власть” - “владение”, “собственность”, “волость”, “володіти”.
· «Власть» выражает качественные отличия между людьми. Властвовать – возглавлять, владеть, повелевать, иметь в своем распоряжении других людей. Быть в состоянии осуществить свою волю. Воля нужна для примения политического воздействия – насилия и подчинение своей воле. Само действие может не понадобиться, важна постоянная угроза силового действия.
· Исторически первый был:
Архонт - отец рода, вождь племени, –100 тыс.лет!
Царь , князь , император - 10 тыс. лет!
Президент, премьер-министр, - всего 0,2тыс. лет !
Психология и традиции в народе складываются и передаются на генетическом уровне где-то на протяжении 20 поколений-500лет.
· Власть невозможна без подчинения объекта. Если подчинения нет, то нет и власти.
Каждая из сторон во властных отношениях нуждается в другом. Поэтому, уничтожая одну - вы уничтожаете и себя.
У объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор - погибнуть, но не подчиниться. (Лесков: - Барин, бей сам!).
Осознание зависимости власти от покорности населения - гражданске неповиновение.
· Существует интересное явление - «перетекание власти». Казалось бы еще вчера имерек обладал всей полнотой власти. Мог казнить и миловать. Все трепетали перед ним. А сегодня он жалуется: Указы мои не выполняются, чиновники саботируют, народ ропщет…
· Со времен греческих демократий развивается диада - народ и власть. Восток больше был склонен к диаде армия и власть. Мудрый Китай уже тысячу лет знает, что государство и власть крепки и непобедимы только тогда, когда существует единство между тремя опорами треугольника:
Власть
Народ Армия
· В политической практике властей обязательно встает проблема соотношения целей и средств.
Власть – это не добро и не зло, потому что нет власти вообще. Власть – порождение жизни человеческой популяции. Утверждать, будто любая власть – зло, значит, клеветать на жизнь.
Хороша та власть, которая соответствует действительному состоянию жизни.
Политика – это искусство согласовывать существующие властные структуры с тем, что живет в глубине… Жизнь меняется и власть меняется вместе с ней.
Аристотель: - успех общества и государства не зависит от формы правления и общественного строя. Он определяется исключительно уровнем нравственности большинства людей ("моральное большинство").
И только без этого уровня (когда "моральное болшинство" превращено в "молчащее большинство"), монархия превращается в тиранию, аристократия в олигархию, а демократия - в охлократию.
· Искусство власти состоит в умении держать ситуацию в стране (районе, городе, и т.п.) под контролем. Потеря контроля над развитим событий – означет потерю власти. Пусть не сразу и не явно, а незаметно и постепенно. Но контроль над ситуацией по сути означает контроль над людьми.
· К вопросу о переходе власти в случае Революции от некоей "старой власти" к "восставшему народу".
Власть - это строгая и подлая дамочка, она чужих не любит и дается только "своим".
Важной проблемой развития нашей (иудео-христианской, в т.ч. и византийской православной) цивилизации была борьба за верховность власти между церковной властью и светской.
· Обратная сторона феномена власти. «Власть теряет всё свое очарование, если ею не злоупотреблять»-Поль Валери.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, упрощает контроль и применение негативных санкций, способствует развитию подчинения на основе :
Авторитета
идентификации убеждённости
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Власть, основанная на интересах, убеждённости и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.
· Харизматическая власть
Аура харизматического пророка и вождя не зависит от того факта, что он является президентом, лидером партии и т. д.
Для законности власти его безразлично, что было раньше.
Это всегда в той или иной степени «отец народа».
ОН возобновляется в каждый текущий момент времени и его законность рушится, когда вера в избранность его носителя тускнеет.
· Ресурсы- одно из важнейших оснований власти , используются для поощрения, наказания или убеждения, постановки в зависимость.
· Законность (легитимность) власти.
«Легитимность» и «легальность» - не тождественные понятия.
Любая власть, пусть и не популярная, легальная. Нелегальная власть- например, власть мафиозных структур.
Легальная власть может быть нелегитимной, то есть не приниматься народом .
· Почему власть и политика – это постоянный заговор?
В любой власти живет тенденция к самосохранению, ни одна власть добровольно не уходит - закон жизни, предпосылка долговременности самоутверждения.
Она непрерывно стремится к расширению. Это «плеонексия» власти, - Аристотель. Тенденция к сохранению почти всегда получает в реальности такое объяснение, что только расширение власти может гарантировать ее сохранение.
Власть нельзя предоставлять самой себе. Как богатый всегда чувствует себя недостаточно богатым, могущественный чувствует себя недостаточно могущественным.
· Долговечность государства зависит не от сосредоточенных им в своих руках средств власти, а от силы объекта власти - людей. Государства - только преходящие организационные формы, которые придают себе народы. Ядро каждого народа образует природная сила воспроизведения, в которой выражается глубоко скрытая, таинственная воля к жизни. Сила это не количественное, а качественное понятие. Немногочисленный народ с сильной волей и высококачественным человеческим материалом может одолеть более многочисленный. ( Процветать будет только тот народ большинство мужчин которого готовы с оружием в руках зщитить отечесво). В самосознании народа коренится его энергия.
· Политическая система - публичные институты, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве. На основе господствующей идеологии (религии).
Центральным элементом есть ГОСУДАРСТВО, - оно осуществляет ее главную функцию - авторитарное распределение материальных благ и ценностей.
· Его характеризует - политический РЕЖИМ - демократический, авторитарный или тоталитарный.
Немає коментарів:
Дописати коментар