пʼятницю, травня 29, 2009

Совесть – это нравственная категория, которая неизвестна большинству наших политиков.

Итак, по теме №1 нашего спецкурса: «Дьявольское искусство политики» мы обозначили три фундаментальных квалификационных требования теста на профпригодность профессионального политика: ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ, отданное людям!;   ЧИСТЫЕ РУКИ; ХОЛОДНАЯ ГОЛОВА.

Пытаясь раскрыть эти императивные (безусловные) требования, подбирая материалы для теста на  профессиональную пригодность политика, мы  обнаружили,  что лучшее новое – это давно забытое старое.

·       Начнем хотя бы с того, что Политка -  искусство компромисса.  Идя на компромис, мы заключаем сделку с совестью?

Но  "...Даже незначительное отступление от истины не проходят для человека даром. Как говорил Николай  Рерих, сегодня - маленький компромисс, завтра - маленький компромисс, а послезавтра - большой подлец!».

Да, помилуйте,  как же не стать подлецом, занимаясь политикой?

-Всегда слушать голос совести.

Сомневаться можно во всем. "Подвергай все сомнению" - сказал мудрец.

·       Но есть нечто такое, в правоте чего сомневаться невозможно. Это человеческая совесть.

Помните, как это у Кима:

Оказывается, совесть - Это нравственная категория, Позволяющая безошибочно Отличать дурное от доброго...

"Безошибочно отличать"... Непогрешимость совести заложена в самом ее существе и отражена недвусмысленно в определении.

Совесть - абсолютный критерий, истина в последней инстанции, если дело касается нравственных проблем.

По нашему мнению, вставшие в последнее время перед нашими политиками вызовы, носят именно  характер нравственных проблем. (Иллюстрация этому: парламентские баталии и гротескные ТВ-шоу «Свобода слова»)

Поэтому хотелось внимание будущих политиков обратить к  прописным истинам, которые должны быть  привиты в детстве. «Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха….». Однако, ныне действующая, не к ночи будет сказано, - «элита» убедительно демонстрирует, что - не имеет «ни стыда ни совести».

Эту тему,  под несколько другим углом, мы уже  освещали на страницах НП: "Без базовых моральных устоев общество обречено"  Сейчас дополним её таким существенным понятием как совесть.

·       Церковь по этому поводу говорит следующее.

Совесть - это стыд перед людьми и самим собой за свой эгоизм. Ощущение совести характеризует наивысшую стадию развития человеческого в личности.  На этой наивысшей стадии, начинает ощущать разницу между собой и свойством абсолютного альтруизма, - Творцом. Не ощущая Творца непосредственно, человек сравнивает себя с другими людьми и со своими нравственными критериями, полученными им через воспитание.

Существует мнение, что отрыв от Творца — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человека[2].

И оттого мы склонны подчиняться тем нравственным ценностям, которые нам диктует окружение, жить в соответствии с порядком установленных им приоритетов.

 

·      Угрызения совести.        "Когда никто не видел, и никто не узнает, а что-то все равно мучает – это совесть".

Снижение самооценки, известное в просторечии как «угрызения совести» иногда становятся причиной суицидаГенерал армииА. В. Горбатов, в конце 1930-х прошедший сталинские лагеря на Колыме, описывает подобный случай[1]:

Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трехсот человек.  Хотя я не скрывал крайнего нерасположения к этому теоретизирующему клеветнику, тот почему-то всегда старался завести со мной разговор. Меня это сначала злило; потом я стал думать, что он ищет в разговорах успокоения своей совести. Но однажды, будучи выведенным из терпения, сказал ему: — Ты и тебе подобные так сильно запутали клубок, что распутать его будет трудно. Однако распутают! Если бы я оказался на твоем месте, то давно бы повесился… На следующее утро его нашли повесившимся. Несмотря на мою большую к нему неприязнь, я долго и болезненно переживал эту смерть.

 

·      Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Совесть называют голосом Бога в человеке :

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное,- помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон.  Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и святые прежде неписанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её (Душеполезные поучения).

 

·       У Салтыкова-Щедрина есть сказка "Пропала совесть", которая показывает, насколько живо в человеке чувство совести и как может оно, внезапно проснувшись, изменить всего человека, даже, казалось бы, уже совсем пропащего. Мы рекомендуем прочитать и обсудить со своими детьми отрывок ценного в нравственном отношении произведения русского классика.

ПРОПАЛА СОВЕСТЬ

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись: ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее – все, казалось, так и отдавалось им в руки, – им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на Божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

А бедная совесть лежала, между тем, на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную вещь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И Бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.

И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...

Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает; он до того подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд... Льются рекой покаянные пропойцевы слезы, останавливаются перед ним добрые люди и утверждают, что в нем плачет вино.

– Батюшки! не могу... несносно! – кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, – это горесть внезапно обретенной совести. Она уразумела бы, что и она – настолько же подъяремная и изуродованная духом толпа, насколько подъяремен и нравственно искажен перед нею пропоец.

1869 Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

 

Полагаем достаточно, для тех, в ком это есть, чтобы крепче утвердиться в вере. Ну, а для тех, у кого  нет, -читайте перед сном историю генерала Горбатова, или –Иуды Искариота (у нас его звали Морозом). Не  теряйте надежду - проснется…  

«Свой-чужой» в политике

    Тему   10.     начнем с обсуждения проблемы  «Свой-чужой» 

  •  Этноцентризм. Роль титульной нации и национализма.
  • Принцип политического гражданства.
  • Идеи Липинского. (Феномен Барака Обамы).
  • Национальная идея и национальные интересы Украины
  • Кто станет Отцом нации?

 Этот  материал был  опубликован ранее автором  на страницах НП:

http://narodna.pravda.com.ua/nation/49d625c963b6f/ 

                                                    "Свой - Чужой"   

(или в чем смысл украинской национальной идеи для русскоязычного гражданина Украины)

Опубликованное сегодня в УП интервью президента В.Ющенко побудило меня поднять материалы (мысли и компиляции), собранные  за 2-3 года  и предложить их вниманию публики, читающей и думающей на двух языках.

                                                    
"Хорошо пилотам - за них эту проблему решает специальный прибор, а политику надо определять самому - мгновенно и безошибочно"     
"Головне завдання сьогодні – об'єднати всі сили, здатні боронити державність України. Об'єднання всіх сил є не просто важливим завданням, а історичним шансом для нашого суспільства. Історія дає нам шанс, і ми мусимо ним скористатися. Саме ця ідея може і повинна об'єднати усіх нас, сущих в Україні, незалежно від того, якою мовою ми розмовляємо і до якого храму ходимо." Приблизно так написано в програмах усіх наших парламентских партій. "Українська ідея природно виростає з української історії, в якій виділяється виразна національна риса – воля до свободи. Коли наша "еліта" плямкає губами під час виконання Національного гім-ну, вона мимоволі повторює квінтесенцію української національної ідеї". Погоджуючись з Палієм, подивимося на цю "квінтесенцію" очима та тих титанів духу, яки її для нас сформували і донесли. Чому ми це робимо? Тому що вважаємо, що величезна частина російськомо-вних громадян України, які є її природніми патріотами, але не є ет-нічними українцями, мають велике бажання розібратися у власній самоїдентифікації. Бо не хочуть бути громадянами другого сорту на рідній землі. І не мають ніякого бажання підтримувати п'яту коло-ну бувшої російскої імперії. Мы считаем лицемерием одних и безрграмотностью других поиски и рассуждения по поводу национальной идеи. Особенно умиляют сетования – вот если бы кто-то – президент или ученые сформули-ровали нам ее, то мы бы зажили прекрасно. А так живем, убогие, без цели и без традиций как перекатиполе в степи под ветром. Брехня все це. Лучшие из лучших сынов украинского народа и в поэтической и политической формах и сформулировали и отшли-фовали и даже разжевали нам её. Нам осталось только проглотить. И со времен египетских фараонов и пророка Моисея ничего прин-ципиально нового не произошло в этой сфере. Народы, основавшие государства, которые порабощали и властво-вали над другими народами имели имперскую, цивилизаторскую идею. А народы, которые попадали в рабство, в зависимость, в "младшие братья" и т.п. вырабативали в своем общественном соз-нании противоположную национальную идею – национального ос-вобождения – идею Исхода из Египта к вольной жизни "запануєм і ми, браття, на своїй сторонці". Но для не єтнических украинцев постоянно стоит вопрос: так хто запанує, чи то – тільки укриаїнці, чи і ми з вами – євреї, татари, москалі – громадяни нашої України в поколіннях. Чи нам потрібно, як в Ізраілі, здати єкзамен на знання державної мови, та довести що, - по матері ти – єврей? Чи потрібен якийсь майновий ценз для не етнічних українців? Думаю, что препоной в том, чтобы уравнять, не в формальных пра-вах, а в духовном единении нации, нужно не на признак крови смотреть, а – глубже – на состояние духа народного. До тех пор пока в массе народа будет преобладать психология рабов и хозяев так и будет:инородец, иноверец – это чужой = враг. Или: бей богатых, грабь награбленное. Украсть у богатого считает-ся чуть ли не геройским поступком. Потому что украл у чужого. Свои- это такая же голытьба, люмпены как и ты. Когда умрет последний человек, который не соблюдает нравствен-ный закон совершенно добровольно и естественно, только тогда новая генерация свободных людей сможет в полной мере осущест-вить национальную идею своего народа. В частности, стать народом вольным, И выйдя из "Египетского плена", наконец войти в землю обетованную. Причем у каждого народа самый большой праздник – это день Не-зависимости, Свободы. Самые почитаемые герои – сыны Отечества отдавшие жизнь за его Свободу и Независимость. Евреи первый в истории народ, который основал и вот уже три с половиной тысячи лет непрырывно празднует освобождение от рабства как самый главный и самый святой праздник – Пейсах. Причем только у евреев свято соблюдается ритуал – внушение де-тям сути этого празндника. А суть сотоит в том, что евреи должны помнить, и это напомитание делается ежегодно, и обязательно, ка-ждому – с младенчества и до самой смерти: "Помни, что мы были рабами в Египте...Тяжко трудились и бедно жили. Надсмотрщики фараона били нас. Бог вывел нас из плена. Тяжек был путь, пита-лись горькой травой и манной небесной. Роптали, но веру не поте-ряли. Помните об этом во все века и передавайте детям". Эта традидиция живет в народе 3500лет. Она утверждает что высшей ценности и цели, чем свобода у народа, который побывал в рабстве нет и быть не может. Психология людей вещь чрезвычайно консервативная. И меняется очень медленно. Моисей знал это и потому водил 40 лет – два по-коления. Чтобы умер последний человек, который родился в рабст-ве, а значит помнил, что он раб. В землю обетовнную могли войти только полностью освободившиеся от духовного рабства люди. И кроме того, раб и свободный отличаются психически. Свободный человек смело берет на себя отвтственность за семью, за род, за свои слова и обещания. И готов платить собственной жизнью за неисполнение своих обязанностей, обещаний. Раб, априори, не спо-собен нести ответственность, с него нельзя спросить за его поступ-ки. Если бы было не так, он не был бы рабом. Тепер повернемось до сучасної української політичної реальності. Ми на початку привели посилання на слова Гімну України. Але вже с цього святого для кожного громадянина Символу Віри починається демонстрація нашого візантійства, подвійної моралі, а по суті рабства перед імперською Москвою. Доля вірша М. Чубинського нелегка. Сам автор потрапив на заслання до Сибіру. За друкування цього вірша царська влада при-тягла видавця О.Коваленка до судової відповідальності. Прочитайте вірш, порівняйте з текстом гімну, який дозволила собі прийняти ВР, де править проросійська більшісь. Слова наче б то й ті (але не всі!), а от ДУХ (національна ідея) ледь животіє в перероблених, на догоду північному сусіду, строчках. Ще не вмерла Україна Ще не вмерла Україна, И слава, и воля! Ще намъ, браття-молодці, Усміхнетця доля! Згинуть наші вороги, Якъ роса на сонці; Запануємъ, браття, й ми У своій сторонці. Душу, тіло ми положим За свою свободу И покажемъ, що ми браття Козацького роду. Гей-гей, браття миле, Нумо братися за діло! Гей-гей пора встати, Пора волю добувати! Наливайко, Залізнякъ И Тарас і Трясило Кличуть насъ изъ-за могилъ На святеє діло. Изгадаймо славну смертъ Лицарства-козацтва, Щобъ не втратить марне намъ Своего юнацтва. Душу, тіло и д. Ой Богдане, Богдане, Славний нашъ гетьмане! На-що віддавъ Україну Москалямъ поганимъ?! Щобъ вернути іі честь, Ляжемъ головами, Назовемся Украіни Вірними синами! Душу, тіло и д. Наші бряття Славяне Вже за зброю взялись; Не діжде ніхто, щобъ ми По-заду зістались. Поєднаймось разомъ всі, Братчики-Славяне: Нехай гинуть вороги, Най воля настане! Душу тіло и д. В більш розширеному та розтлумаченому вигляді національна ідея викарбована великим Каменярем в поемі "МОЙСЕЙ". А невмирущі слова ЗАПОВІТА великого Кобзаря не потребують ніяких тулмачень. Призывы и пророчества наших великих предков имеют глубокий сакральный смысл для народа. И воспринимаются от сердца к сердцу, без всяких пояснений как истина в последней инстанции. По нашим наблюдениям, именно, восприятие или невосприятие Гимна, Шевченка, Франка, служат лакмусовой бумажкой – кто есть кто в Україні. И не нужно делать вид, что мы ищем эту идею. Она давно выстрадана и определяет потенциал народа, и государства на будущие времена. Свести ее к ЕВРО-2012, или – стать ''европейской страной'' – это из-начально очень мелко. Но мысль о том, что на сегодняшний день все определяет морально – нравственное возрождение Украины, мы считаем верной. Без возрождения верховенства Моральных принципов (10 заповедей божих) в обществе не будет ни верховенства права, ни суверенитета державы, ничего. То есть, сокрушаясь, что у нас не получается строительство эффективного национального государства, мы приходим к пониманию того, что для этого нужно, чтобы народом овладела национальная идея. Но без господства в народе морали ничего этого невозможно. Т.е. сначала нужно восстановить традиции предков, а на них уже возможно все остальное – перестать быть рабами, стать свободными людьми и свободным народом, вольно живущем на своей земле и под защитой своего государства, а не – соседнего царя. Чтобы восстанавливать традиции, нужно единство народа- нации. Внешним объединяющим фактором всегда была внешняя угроза для своих от чужих – властей, пришельцев, оккупантов и т. п. Внутренним объединяющим фактором всегда была угроза утраты материальных благ для выживания и расширенного воспрозвод-ства народонаселения. (Проще говоря – угроза голода, холода, эпидемий и т.п.) В примере с древними евреями второй фактор не характерен. В плену они были сыты и обеспечены для размножения своего народа. Но у них не было свободы. Они были рабами, пусть и в хорошо оплачиеваемыми и в стабильном экономически и мирном государстве. Но чужом. Что же произошло с национальной идеей объединения народа для выхода из рабства и обретения свободы? Ф. Фукуяма правильно писал, что распад империи СССР уничтожил главный фактор объединения людей. Это был отрицательный фактор, который основан на противопоставлении: "мы – они". Исчез образ внешнего врага. Больше нет, против кого объединяться. А поскольку гражданское общество с его институтами было разрушено за 70 лет, а в результате Голодомора – стерто из националь-ной памяти центральных и восточных областей Украины, то не осталось ни внешнего ни внутреннего объединяющего фактора для самоорганизации людей ради общего блага, и общего дела. И осталось нам три прибежища для добровольной самоорганиза-ции, основанной на доверии друг к другу: семья, этнос, церковь и мафия (преступное сообщество). Здесь есть хоть какая-то гаран-тия, что тебя окружают "свои". А все, что за пределами этих есте-ственных объединений граждан – враждебная среда. Теперь вернемся к ИДЕНТИФИКАЦИИ – этой духовной и физиче-ской связи с: - предками, их могилами, с родственниками и "близкими", все это – свои, в отличие от чужих, похожих, но не своих; - землей на которой живеш, которая принадлежит твоим предкам, полита их потом и кровью; - природой и климатом, флорой и фауной, которая вызывает глубокое чувство ностальгии, когда ты находишься в чужих землях; - культурой, языком, традициями обычаями (правом), которые заложили предки. У многих из русскоязычных горожан Украины не все из этих факторов совпадают с этничными коренными украинцами. А человек, оторвавшийся от своей традиции перестает видеть ее присутствие в чем бы то ни было. Поэтому то, что сейчас происходит, напоминает бунт рабов. В нашем народе есть значительная часть патриотов, которые когда видят посягательства на честь и достоинство своей земли или на ее суверенитет, готовы встать на защиту ее интересов не требуя ника-ких наград. По другому они не могут. Яркой иллюстрацией этого есть позиция молодежи, которая пошла в УПА, сознательно – на смерть. И в чем бы их не обвиняли – что их поддерживали и Дефинзива и Сигуранца и Абвер и Папа римский и даже Дьявол. Но правда всегда будет на стороне этих юно-шей, потому что они воевали на своей земле, где поголовно все на-селение их поддерживало и помогало чем могло. Спрашивается: кому они изменили? Кого предали? Может СССР, который их ок-купировал в 1939г., Или Польшу, которая их оккупировала до 1939г.? Или – остатки Австро- венгерской империи, которые их ок-купировали до 1918г.? Представляется, что именно эта молодежь была носителем национальной идеи в самом её концентрированном виде. А коли незалежність було сдобуто, то перед народом стала слідую-ча ціль (вона і є національная ідея) – це розбудова Держави. Знову ж таки – на своїй землі, силами синів власного народу и для цього народу. Та от, на відміну від тих, кого ми називаємо пятою колоною, сини нашого народу як і в ОУН-УПА 20 ст., так і в "Порі" чи бойскаутах 21ст. готові на самопожертву в разі потребі захисту інтересів Укра-їни. Говорят, что в войнах, битвах побеждает сильнейший. Это и так и не так. Смотря что называть победой. И в какой перспективе. Бли-жайшей или отдаленной. Мы хотим выделить роль морального фактора. В стратегической перспективе побежнает (даже если погибает сейчас в неравной борьбе, как 300 спартанцев) всегда тот на чьей стороне справедли-вость, вера в в себя в свой народ, в свою правду на своей земле. Это все удесятеряет и силы и дает победы. Почему Солдаты древ-ней Спарты (а все граждане ее были её солдатами) за 800 лет существования славного государства не проиграли ни одного сражения, ни один спартанец не был пленен и превращен в раба. А формула проста. Спартанца можно было убить, но нельзя – победить и пленить. Идем дальше: если человек или народ готов к тому чтобы отдать свою свободу в обмен на жизнь раба, то он уже до сражения или войны эту войну проиграл МОРАЛЬНО. И наоборот. Захватчик, аг-рессор считает: сколько жизней своих солдат и материальных ре-сурсов придется положить, чтобы покорить вышедших из под влияния рабов. И какой эффект это даст в будущем, если население этой территории будет постоянно восставать. С другой стороны, следует четко понимать, что моральные ценности воспринимаются только своими. В нашем широком случае "свои" – это граждане западно-христианской цивилизации, представленные в Украине конфессия-ми Киевского Патриархата, униатами, греко-католиками, католи-ками, протестантами, иудеями, мусульманами. Им пртивостоят "чужие" агрессивная великодержаная конфессия т.н. Третьего Ри-ма, или восточно-христианской церкви – Московского патриарха-та. Поэтому имеем дело с цивилизациооным разломом. А беда наша в том, что вожди наши, и в этом отношении, исповедуют двойную византийскую мораль. И бояться, и потому не могут, как в свое время делали Константин Великий или Святой Владимир, (оба – равноапостольные) – объявить в Украине единую поместную церковь (государственной) религией. Например, на базе первых четырех конфессий. Со всеми вытекающими последствиями. Но те потому и стали великими, что не знали рабского страха. Чем быстрее призойдет окончательная самоидентификация боль-шинства русскоговорящего населения с ценностями своей земли и своего народа, а не соседа, тем больше мы получим истинных патриотов. Что, на наш взгляд, станет решающим в этом деле? Только если Президент Ющенко найдет в себе силу воли и действительно раздаст землю своим гражданам. Крестьянам, и – не только. Нет большего фактора патротизма, чем частная собсвенность на землю. Отдайте людям землю и Вы получите весь народ, готовый перегрызть глотку любому, кто посягнет на самое святое – его Землю! А тот из лидеров нации, который сумеет это сделать, – войдет в историю как её Великий Отец-основатель! Олександр Маліков, для УП

 

 

вівторок, травня 26, 2009

Цивілізаційна орієнтація українства на Захід – це є питанням життя чи смерті української нації

Тема 5. Политическая экономия

             (от А.Смита и  К.Маркса)

 

1.   Всемирно - историческая победа либерализма и либеральной демократии.  Конец истории. Доверие между людьми. «Человеческий капитал». (от Л.Мезеса до Ф.Фукуямы).

 

2.   Глобализм и глобальная политика. «Великая шахматная доска», «Столкновение цивилизаций»  (З.Бжезинский, C.Хантингтон)

 

3.   Место и роль Украины в мире, Европе, Евро-Азии.

 

Камо грядеши? 

 

v             Маємо дві України – європейську Західну та євразійську Східну. Доленосне значення цього поділу підтверджується його відповідністю національній само­ідентифікації громадян України.

М.Грушевський:“Порівнюючи з великоруським народом, український є народом західної культури, одним із найбагатших південними і східними впливами. Але все-таки він є західним народом всім змістом своєї культури і свого духу, в той час як великоруський, хоч і європеїзований, перебуває цілком у полоні східного духу і культури”

 

·                  О.Толстой: “Є дві Русі. Перша — Київська має своє коріння у світовій, а щонайменше у європейській культурі. Ідеї добра, честі, свободи, справед­ли­вості розуміла ця Русь так, як розумів їх увесь західний світ. А є ще друга Русь — Московська. Це — Русь Тайги, монгольська, дика, звіряча. Ця Русь зробила своїм націо­нальним ідеалом криваву деспотію і дику запеклість. Ця московська Русь з давніх давен була, є і буде цілковитим запереченням усього європейського і запеклим ворогом Європи”.

 

·                  Карл Маркс :

« Неодолимое влияние России заставало Европу врасплох в различные эпохи, оно пугало народы Запада, ему покорялись как року или оказывали лишь судорожное сопротивление. Она является единственным в истории примером огромной империи, само могущество которой, даже после достижения мировых успехов, всегда скорее принималось на веру, чем признавалось фактом».

«Как могла эта держава, или этот призрак державы, умудриться достичь таких размеров, чтобы вызывать, с одной стороны, страстное утверждение, а с другой - яростное отрицание того, что она угрожает миру восстановлением всемирной монархии?» 

 

Как будто и не прошло полутора веков после написания этих слов!

«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми устремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

·                  С. Хантингтон:     Цивілізації  це групи історично споріднених країн, яких об’єднує у конкурентному змаганні з сусідами спільна доля, культура, традиції.

Вважається, що протягом ХХ ст. співіснували 7 цивілізацій. На пострадянських просторах – європейська (західнохристи­янська) та євразійська  (східнохристиянська) цивілізації.

·                  Московське царство, Російська імперія та Радянський Союз являли собою послідовні історичні форми окремої локальної цивілізації, - східнохристиянською, сучасні російські історики звуть євразійською, – православною або російською.

 

·                  У ХІІІ ст. Русь стала полем битви двох цивілізацій. Якщо татари уособлювали собою Азію, то лівонський орден Прибалтики – Європу.

 Навіть після перемоги над татарами на Куликовому полі 1380 р. Московське князівство фактично лишалося улусом Золотої Орди. В моду увійшов татарський одяг, знать переходила у мусульманство, а татарська мова стала мало не державною за Василя ІІ. Державний устрій Московського князівства формувався значною мірою за ординськими стандартами. Це стосується адміністрації, війська, митниці, пошти, транспортного зв’язку, фінансової та грошової систем тощо. Навіть терміни “таможня”, “казначейство”, “ямщик”, “деньги”, „базар” — тюркського походження. На ранніх московських монетах присутні татарські написи. Грошову систему також запозичено з Орди. Це стосується як основних номіналів грошей (деньга, алтин та ін.)

Саме тому серед російського дворянства так багато татарських прізвищ: Салтикови, Шереметьєви, Юсупови, Булгакови, Басманови тощо. Ці періодичні ін’єкції татарської крові супроводжувалися трансплантаціями цілих військових азійських структур. Наприклад, опричина була запозичена і перенесена на московський грунт Іваном ІV з татарської військової практики.

 

·                       Г.Федотов у книзі “Росія та свобода”: “В самій московській землі вводять татарські порядки в управлінні, суді, збиранні данини. Не із зовні, а зсередини татарська стихія оволодіває душею Русі, просочується у плоть і кров. Саме збирання земель відбувалося східними методами. Знімався весь верхній пласт людності і вивозився до Москви, замінюючись прийшлими та служивими людьми. Без винятку викорчовували всі місцеві особливості та традиції…

 

·                  Фундатор євразійства князь Микола Трубецькой писав: “Московська держава виникла завдяки татарському ігу. Руський цар став спадкоємцем монгольського хана. Скинення татарського іга полягало в заміні татарського хана православним царем і в пренесенні ханської ставки в Москву. Навіть персонально значний відсоток бояр та інших служилих людей московського царя складали представники татарської знаті”

 

·                  М.Бердяєв : „Більшовизм є третє явище російської великодержавності, російсько­го імперіалізму, — першим явищем було московське царство, другим явищем петровська імперія… Більшовизм виявився… найвірніший деяким споконвічним російським традиціям… методам управління і володарювання насильством… Радянське комуністичне царство має велику схожість за своєю духовною конструкцією з московським православним царством… Третій Інтернаціонал є не Інтернаціонал, а російська національна ідея… трансформація російського месіанізму” .

 

·                  Розпад Радянського Союзу – це законо­мір­ний процес  загибелі неефективної архаїчної дер­жав­и імперсь­кого типу що базується на примусовому азійському способі виробництва.

 

Як існування Радянського Союзу за Л.Брежнєва базувалося на демпінговому експорті величезних обсягів енергоносіїв, так путінська стабілізація сучасної Росії напряму залежить від високих цін на газ та нафту.

·                  Мы же добавим к этому: в ХХ веке, захватившие власть рабы в лице  своих вождей – Ленин-Троцкий-Сталин пытались проводить ту же политику экспансии путем т.н. «экпорта революции» и разжигания  мирной  революции. Но потерпели полный крах. Потому что примитивно понимали даже своих идейных отцов. В Коммунистическом Манифесте они ведь писали о невозможности посторения социализма в отдельно взятой стране (тем более – в отсталой крестьянской стране). Социализм – это  объективный всемирно-исторический процесс –результат развития капитализма.  Вожди Советской империи деже философски не хотели представить, что в естственном и бесконечном процессе единства и борьбы двух противоположностей - Труда и Капитала, насильственное (революционное) уничтожение одной сторон – Капитала, автоматически ведет к приостановке развития Экономики целого –   данного сообщества.  

·                  Уничтожив частную собственность они уничтожили мотивацию к труду и подорвали основу своего же - как власти –  правления и  добровольного подчинения рабов.  Поэтому они пришли к необходимости 100% огосударствления   всех капиталов (а ведь обещали: заводы и фабрики – рабочим, землю крестьянам -  то есть, обещали, всех рабов сделать мелкими собственниками!).

·                  Особо тяжкое преступление они совершили с землей и теми, кто веками надеялся ее получить в свою частную собственность -крестьянами. Их уморили голодом – на их же земле.

На такое ни  шла ни одна власть в истории христианской цивилизации.

·                        Ф. Фукуяма:    Ґлобалізація безконечна

В який бік іде еволюція урядових установ і економік Західно-Християнської цивілізації?

 В бік ліберальної демократії і капіталістичної ринкової  економіки. Неминучим наслідком реформування інститутів ліберальної демократії стане значне покращення становища рабів. Яким уже не буде потреби щось для себе виборювати в хазяїв життя.

Саме це він мав на гадці, коли писав про кінець історії.

- Ґлобалізація? Власне вона найбільше сприяє розвиткові ліберальної демократії. Світ інтеґрується стимулює економічне зростання. Там, де розвивається економіка, неминуче поширюється демократія. Саме цей різновид прогресу – єдиний, який створює шанс розвитку для бідніших країн.

Ключем до справи є те, що я б назвав суспільним капіталом. Суспільний капітал – це здатність спільноти до роботи в групах і організаціях, заснована на спільній системі цінностей. Суспільний капітал так само є підставою сучасної політики.

В наш час соціологія та й сама суспільна практика показують нездатність наших громадян бувшого СРСР до кооперації для роботи в групах і організаціях. А нездатність тому, що нема генетично довіри одне до одного. Кожен сповідє замість заповіді: «Полюби ближнього свого як самого себе», зовсім протилежну: «Обмани ближнего свого и возрадуйся, що не дав йому обманути себе». 

А ведь рыночная экономика и особенно банковское дело возможны только  на основе доверия между участниками торговых и денежных обменов.

·                  Тим часом, навіть дуже розвинені економіки недооцінюють значення моральних вартостей, які є основою суспільної солідарности.

Люди, як сказав Аристотель, – це суспільні тварини, вони прагнуть жити разом з іншими, поділяти спільні правила, цінності та принципи.

·      Військове суперництво існуватиме й надалі у недемократичній частині світу.

Ймовірність того, що між Францією та Німеччиною або США і Канадою розпочнеться війна – рівна нулю. Це означає, що ми матимемо значну смугу миру, а більшість країн конкуруватиме між собою, вдаючись не до військових, а до багатьох інших засобів.

Ґлобалізація – безконечна.  Ґлобалізація є не лише економічною, а й культурною інтеґрацією.

 

·                  О РОЛИ УКРАИНЫ ДЛЯ РОССИИ

Украина, на евразийской шахматной  доске, является геополитическим  центром, Ее  существование  как независимого  государства  помогает  трансформировать  Россию. 

Без  Украины Россия перестает быть евразийской империей.

Потеря  Украиной независимости имела бы незамедлительные последствия  для Центральной Европы, трансформировав   Польшу  в  геополитический  центр  на  восточных   рубежах объединенной Европы.

 

·                  Власти в Москве с самого начала ставит перед собой задачу  вернуть России устрашающее могущество, которым она обладала в советские времена.

Путин лично необычайно разбогател, - 41 миллиарда долларов, в том числе 37% акций 'Сургутнефтегаза' и 4,5% акций 'Газпрома'.

Медведев, долгие годы возглавлявший Администрацию президента и одновременно совет директоров 'Газпрома' - воплощает собой эту 'смычку'. Повальная коррупция среди власть предержащих выйдет им боком.  Размещение личных состояний за рубежом позволяет США и ЕС диктовать им свои условия в случае «неповиновения», и  может стать главной причиной возмущения в обществе - особенно после того, как запасы сырья истощатся.

-                    В краткосрочном же плане она вынуждает коррупционеров инстинктивно занимать 'оборонительную позицию' - отсюда и конъюнктурное стремление Путина использовать национализм и ксенофобию в качестве инструмента, призванного мобилизовать общество в поддержку власть имущих, и одновременно отвлечь его внимание от воровства и привилегий последних. - идеологии итальянского фашизма, с его цветистым стилем и скудным содержанием, напоминает и тот факт, что в выступлениях Путина не просматривается целостной концепции того, каким должны стать российское государство, экономика и общество.

-                    Националистическая 'лакировка' прошлого и расплывчатые упоминания о 'суверенной демократии' не дают сколько-нибудь четких ориентиров относительно будущего страны. Путин, как правило, сосредоточивает внимание на краткосрочной перспективе, делая акцент на таких понятиях, как национальная гордость, могущество, статус на мировой арене, и экономический прогресс, но не основываясь на какой-либо более масштабной доктринальной схеме.

-                    Лейтмотивами его риторики обычно являются укрепление государства, максимальное преумножение его богатства, а также демонизация его внутренних и внешних врагов.

-                    Победа 'революции роз' в Грузии в конце 2003 г. и 'оранжевой революции' на Украине в конце 2004 г. вызвала в Кремле настоящую панику и репрессии.

-                    К счастью, поскольку российских граждан уже невозможно изолировать от внешнего мира, возникает все больше шансов, что народ сделает этот вывод еще раньше, чем Кремль.

§                  Торжеством исторической справедливости есть то, что случилось с украинской действительностью, учитывая, какой она была 30 или 40 лет назад и какой стала теперь.

- победила оранжевая революция, и это действительно был дух настоящей свободы. 

 

- На Майдане украинский народ продемонстрировал свою решимость быть свободным как общность, как нация, и это важный исторический момент.

Путин и его пятая колонна пытаются  уничтожить новый дух надежды в Украине, разрушить его, низвести до уровня банальности, посеять неверие и разочарование.

 - Україна може стати наступною після Грузії ціллю російської агресії.

 

·                      „Розколота Україна” - Чим ми почали цю тему, тим її завершимо.

 Цю лінію розколу, як і належність до православної цивілізації територій на схід і південь від неї - одвічні в Україні

Одвічність цивілізаційного розколу України дала  підстави вченим робити висновки про нестабільність української державності і навіть можливість розколу країни . 

·                  Цивілізаційна орієнтація українства на Захід – це є питанням життя чи смерті української нації.

Про незворотність цього процесу свідчить невпинно прогресуюча „європеїзація” електоральних симпатій на виборах президентів України протягом останніх 15 років її незалежності .

Карти розподілу голосів та цивілізаційної орієнтації національно-демократичних прибічників європейського вибору України за 1991-2007р.р., демонструють стійку тенденцію наступу східного кордону симпатиків Європи на територію проросійськи налаштова­них євразійців.

 

  Підводячи підсумок зазначимо, що протягом усієї історії Україна  опинилися у прифронтовій смузі зіткнення європейської та євразійської циві­лізацій.

Лише внаслідок останнього міжцивілізаційного конфлікту (Друга Світова війна) Україна втратила близько 11 млн. чоловік і майже всю інфраструктуру. На­ро­ди цивілізаційного порубіжжя не тільки втра­чали держав­ність, а й були виму­шені постійно боротися проти асиміляції за власну ет­нічну ідентичність.

 

Єдиний шлях самозбереження української нації, гаслом якої повинен стати заклик М.Хвильового: „Геть від Москви, назад в Європу!”. В цьому запорука незалежності України.