четвер, березня 11, 2010

К ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ В УКРАИНЕ (О легитимности героизации националистов типа С.Бандеры без покаяния их наследников в грехе антисемитизма. Или, чем отличается мудрый политик от современного украинского)

(постоянным слушателям семинара сообщаем  о смене адреса нашего блога: 
http://axashverosh1.blogspot.com/2010/03/blog-post_11.html   Пока сообщения дублируются на обоих блогах.....) 


Начало темы см.: http://amalik43.blogspot.com/2010_02_07_archive.html
Строительство украинской государственности и приобщение страны к благам цивилизации Запада требует предварительного выполнения одного фундаментального условия – обеспечение ЕДИНСТВА народа. Одной из заноз,  которая отравляет  идеологию украинского национализма есть антисемитизм. Пока его ядовитое жало не искоренено из духовного сознания народа о  единстве современной украинской  политической нации можно забыть. Або маты те,  що маємо – розбрат,  ворожнечу, Руїну.

 Ниже мы покажем, что  процесс покаяния всех, кто прямо или косвенно участвовал в Голокосте,  имеет всемирно-исторические корни и значение для  определения путей развития цивилизации. Нашему  поколению европейцев  Бог послал шанс:  впервые за  2-х тысячелентюю историю христианства и культивирования ненависти к евреям, Он инициировал  процесс диалога, религиозного примирения и покаяния  в ошибочной политике прошлого. Политики Ватикана,  приводившей к гонениям, погромам, массовому геноциду и Голокосту еврейского народа в христианских странах Европы. В том числе, и в Украине,  как времен Богдана Хмельницкого, так и времен Петлюры, Коновальца, Бандеры, Стецько…http://vlasti.net/news/77835
И если украинские националисты, как политическая сила, не используют этот шанс, то они уйдут в маргинес.

1.  Антисемитизм  (Материал из Википедии )
«На (так в тексте) Украине  Антисемитизм стал частью идеологии украинских националистов, и сохранялся в обоих крыльях организации после её раскола в 1940—1941 гг. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков, апрель 1940) говорилось:«Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг»[32]. Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько (1941, сразу же после оккупации  Львова нацистами): "Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации [уничтожения] жидовства, исключая их ассимиляцию"[33]. Оппоненты бандеровцев — мельниковцы — с не меньшей неприязнью относились к евреям, о чём свидетельствуют действия таких мельниковских подразделений, как Киевский курень, публикации в мельниковской прессе и др.
В постсоветской России
 При поддержке властей появилось масса различных философско-религиозных и политическими учений и организаций, многие из которых являются откровенно антисемитскими. Издаются такие книги, как «Моя борьба» Гитлера и «Протоколы сионских мудрецов», а также «Спор о Сионе» Дугласа Рида, «Князь мира сего», «Протоколы советских мудрецов» Г. Климова и многие другие.
Одно из последних обсуждений проблемы антисемитизма в России в 2005 г. было связано с публикацией книги Шулхан арух и ответным «письмом 5000». Прокуратура не последовала призыву авторов письма об уголовном преследовании еврейских организаций, но отклонила претензии последних к его составителям.
На Украине:  Антисемитское граффити в Киеве, на Крещатике
«Во Львове жидам не жить» - граффити в еврейском квартале Львова.
В 1990-х годы на Украине, как и в других республиках бывшего СССР, наблюдался резкий рост напряженности в межнациональных отношениях. 2000-е годы были отмечены новым ростом антисемитизма (вместе с другими национальными фобиями). Наибольший рост был отмечен в западном регионе страны Согласно опросам (КМИС), проведенным в 2006 году только 45 % опрошенных респондентов считают евреев такими же гражданами Украины, как и представителей других национальностей. Доля населения, которая при опросе соглашается допустить евреев в свое близкое окружение (например, как членов своей семьи и друзей), уменьшилась с 1994 по 2006 гг. с 38 % до 21 %. Доля населения, которая не хотела бы, чтобы евреи были жителями Украины, увеличилась за этот период с 26 % до 36 %.
Интегральный индекс национальной дистанцированности по отношению к евреям на Украине, 1992—2005[36]
Год
1992
1994
1996
1998
1999
2000
2001
2002
2004
2005
Интегральный индекс национальной дистанцированности (ИИНД) (шкала 1-7 баллов)
4,2
3,8
3,8
3,9
3,8
3,9
3,9
5,1
5,1
5
Антисемитизм на Украине активно поддерживается радикальными политическими организациями, например, ВО«Свобода» , КУН . В. Тымчина гна митинге заявил:- «Пришел наш час[38], и Днепр покраснеет от крови жидов и москалей.» И  никакого наказания от государства за разжигание межнациональной вражды…

2.
Теперь приведем  примеры деятельности высших иерархов Христианской церкви,  которые инициируют перспективную тенденцию современного духовного и политического развития.

«Ваши пророки – наши пророки» http://www.golubinski.ru/katehizis/speech.htm
Речь Алексия II Патриарха Московского и всея Руси,
сказанная им 13 ноября
1991 г.
в г. Нью-Йорке на встрече с раввинами.
«
Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира!
Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов Твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. …..
Главная мысль этой проповеди – теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение Иудейства и Христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от Христианства, не вопреки Христианству, а во имя и в силу Христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще «не вполне христиане», а иудеи потому отделяются от нас, что они «не вполне иудеи». Ибо полнота Христианства обнимает собой и Иудейство, а полнота Иудейства есть Христианство.
… «Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки – это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают Христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами.
…. Иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев.
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви – профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий – твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский).
Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей, например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о. Сергея Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, Христиане.
Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов.
Во время Второй мировой войны и нацисткой оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью укрывали евреев.
Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила «окончательное решение еврейского вопроса», запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления.
….К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской Церкви помочь победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех. Бога отцов ваших и наших.»

3. ТЕКСТ МОЛИТВЫ, ОСТАВЛЕННЫЙ ИОАННОМ ПАВЛОМ II У СТЕНЫ ПЛАЧА, БУДУТ ВЫСТАВЛЕН В ИЕРУСАЛИМСКОМ МЕМОРИАЛЕ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА:
"Боже отцов наших, избравший Авраама и его потомков, чтобы они несли имя Твое всем народам: Мы глубоко опечалены поведением тех, кто в ходе истории причинил страдания этим Твоим чадам, и испрашивая у Тебя прощения, желаем установить поистине братские отношения с народом Завета. Иоанн Павел II".
Эту же молитву понтифик прочитал 12 марта в Ватикане во время церемонии  покаяния за исторические грехи католической Церкви.
4.   Папа Римский в Кёльнской синагоге
19 августа 2005 года, несомненно, войдёт в историю иудео-христианских отношений. Впервые за двухтысячелетнюю историю евреев Германии их Дом молитвы был удостоен посещения Папы римского. Это - событие!
     Евреи породили христианство, а вместе с ним - в лице христианской Церкви - своего векового врага и гонителя. Христианский антисемитизм, всячески затуманивая, а то и скрывая, что Иисус и апостолы были евреями, что Библия - это Книга евреев, закрепил в сознании миллионов образ еврея как злодея-богоубийцы. Потребовалось почти два тысячелетия, чтобы Ватикан отказался от теологического антисемитизма.
     Папа Иоанн ХХIII в марте 1959 года изъял из текста предпасхальной литургии обидный эпитет из фразы, которая в течение веков звучала на страстную пятницу во всех католических храмах: "Позволь нам молиться также о неверных (вероломных) евреях".
Специальной буллой "О евреях и других нехристианских народах" (1965) он положил конец преследованиям евреев со стороны католической церкви.
Папа написал искупительную молитву, обращённую к Иисусу Христу: "Мы осознаём теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали красоты Тобою избранного народа и не узнавали в лицах их черт нашего брата-первенца. Мы осознаём, что чело наше заклеймено Каиновой печатью. Столетия пролежал Авель в крови и слезах, ибо забыли мы про любовь к Тебе. Прости нас за то, что своим прегрешением мы во второй раз распяли Тебя".
     Папа Иоанн Павел П пошёл дальше: в Иерусалиме он поклонился не только христианским святыням, но молился у Стены Плача, там произнёс он слова покаяния: - Mea Culpa, mea maxima Culpa! (Мой грех, мой великий грех!). Впервые в истории католицизма он посетил главную синагогу в Риме. Иоанн Павел П действовал в духе "Nostra aetate" - главного документа Второго ватиканского собора, прошедшего в 1965 году, на нём Папа Павел VI снял с евреев обвинение в богоубийстве.
         Обращаясь к евреям в Риме, Иоанн Павел П сказал чётко и ясно: "Вы - наши старшие братья". При нём прошла канонизация нескольких священнослужителей и монахов - мучеников нацистского режима, в том числе еврейки, принявшей постриг в кармелитском монастыре Кёльна, философа Эдит Штайн, погибшей в 1942 году в Освенциме.
     Мюнстерский епископ граф фон Дален отказался клясться в верности Адольфу Гитлеру и в своих проповедях осуждал действия его приверженцев. Его авторитет, в том числе и среди фронтовиков, был настолько велик, что нацисты не решились его тронуть. Он продолжал сопротивляться злу, его оружием было Слово. Папа Иоанн Павел II во время визита в Германию в 1987 году на коленях молился перед надгробием мятежного епископа в соборе Мюнстера.
     Визит в синагогу был для Бенедикта ХVI нелёгким. Он и не может быть лёгким для Папы, как, впрочем, для каждого немца. Прежде чем войти в молитвенный зал, посетитель проходит через холл мимо траурной стены из чёрного камня, на которой серыми буквами на иврите и немецком начертано: "Памяти одиннадцати тысяч еврейских жертв - мужчин, женщин и детей - кёльнской общины. Они погибли за свою веру в тёмное время 1933-1945".
Без мира между религиями не может быть мира на земле, это понимают евреи и неевреи. И первые слова Папы, произнесённые на иврите, прозвучали так: "Шалом лахэм!" (Мир вам!). Папа начал с уверения в том, что приложит все силы, чтобы решающие шаги, предпринятые его предшественником для улучшения отношений и дружбы с еврейским народом, были продолжены.
     В синагоге очень много народу, и на Папу устремлён взгляд всех собравшихся. Он всем своим видом показывает, что готов без всяких скидок держать ответ за эту сложную и мучительную двухтысячелетнюю историю. Папа не уклоняется от темы Освенцима, с момента освобождения которого прошло уже 60 лет.
     29 января, незадолго до кончины, Папа Иоанн Павел II обратился к собравшимся на площади св. Петра в Ватикане с короткой речью: "Лагерь смерти в Освенциме - одна из самых мрачных страниц в истории человечества. Бог не хочет, чтобы нам пришлось рыдать над новым Освенцимом. Будем же молиться и стараться, чтобы этого никогда больше не было. Антисемитизма больше не должно быть!" Новый Папа, говоря об Освенциме, склоняет повинную голову как глава Католической Церкви и как представитель немецкого народа, хотя и был в годы нацизма ребёнком.
     В своей речи Папа подчеркнул особую значимость документа Второго ватиканского собора "Nostra aetate", который открыл новые перспективы в еврейско-христианских отношениях через диалог и партнёрство. "В этом документе говорится о наших общих корнях, о богатом духовном наследии, которым евреи и христиане владеют сообща. … Глубоко мною чтимый мой предшественник, принимая во внимание еврейские корни христианства, так наставлял немецких епископов: « Кто почитает Иисуса Христа, почитает еврейство» ".
     Папа подчеркнул то, что католическая церковь сегодня призывает к толерантности, уважению, дружбе и миру между народами, культурами и религиями. "Конечно, многое предстоит ещё сделать. Нам нужно больше и много лучше узнавать друг друга. Именно потому я бы настоятельно побуждал к откровенному, исполненному доверия диалогу между евреями и христианами. Только так станет возможным прийти к приемлемой для обеих сторон интерпретации спорных исторических вопросов и, прежде всего, добиться прогресса в теологической оценке отношений между евреями и христианами. Честно говоря, в этот диалог невозможно вступить без того, чтобы преодолеть существующие различия или их преуменьшить. И всё же, как бы нас ни разводили наши глубочайшие религиозные убеждения, мы должны уважать и любить друг друга".  Эта мысль была главной в речи Папы.
               Все понимают, что эта встреча - событие историческое, значимость которого ещё предстоит осмыслить. Только не нужно обольщаться и думать, что лучшее будущее уже наступило.
Перековка сознания - процесс длительный. Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы вытравить память о рабстве. Сейчас другие времена. В распоряжении Папы и его прелатов - современные масс-медиа. Полный текст речи Папы опубликован в ряде серьёзных газет. Папе внимал миллион молодых католиков, съехавшихся в Кёльн из разных стран. Хочется надеяться, что молодёжь разнесёт слово Папы по всему миру.

Немає коментарів: