пʼятниця, травня 29, 2009

«Свой-чужой» в политике

    Тему   10.     начнем с обсуждения проблемы  «Свой-чужой» 

  •  Этноцентризм. Роль титульной нации и национализма.
  • Принцип политического гражданства.
  • Идеи Липинского. (Феномен Барака Обамы).
  • Национальная идея и национальные интересы Украины
  • Кто станет Отцом нации?

 Этот  материал был  опубликован ранее автором  на страницах НП:

http://narodna.pravda.com.ua/nation/49d625c963b6f/ 

                                                    "Свой - Чужой"   

(или в чем смысл украинской национальной идеи для русскоязычного гражданина Украины)

Опубликованное сегодня в УП интервью президента В.Ющенко побудило меня поднять материалы (мысли и компиляции), собранные  за 2-3 года  и предложить их вниманию публики, читающей и думающей на двух языках.

                                                    
"Хорошо пилотам - за них эту проблему решает специальный прибор, а политику надо определять самому - мгновенно и безошибочно"     
"Головне завдання сьогодні – об'єднати всі сили, здатні боронити державність України. Об'єднання всіх сил є не просто важливим завданням, а історичним шансом для нашого суспільства. Історія дає нам шанс, і ми мусимо ним скористатися. Саме ця ідея може і повинна об'єднати усіх нас, сущих в Україні, незалежно від того, якою мовою ми розмовляємо і до якого храму ходимо." Приблизно так написано в програмах усіх наших парламентских партій. "Українська ідея природно виростає з української історії, в якій виділяється виразна національна риса – воля до свободи. Коли наша "еліта" плямкає губами під час виконання Національного гім-ну, вона мимоволі повторює квінтесенцію української національної ідеї". Погоджуючись з Палієм, подивимося на цю "квінтесенцію" очима та тих титанів духу, яки її для нас сформували і донесли. Чому ми це робимо? Тому що вважаємо, що величезна частина російськомо-вних громадян України, які є її природніми патріотами, але не є ет-нічними українцями, мають велике бажання розібратися у власній самоїдентифікації. Бо не хочуть бути громадянами другого сорту на рідній землі. І не мають ніякого бажання підтримувати п'яту коло-ну бувшої російскої імперії. Мы считаем лицемерием одних и безрграмотностью других поиски и рассуждения по поводу национальной идеи. Особенно умиляют сетования – вот если бы кто-то – президент или ученые сформули-ровали нам ее, то мы бы зажили прекрасно. А так живем, убогие, без цели и без традиций как перекатиполе в степи под ветром. Брехня все це. Лучшие из лучших сынов украинского народа и в поэтической и политической формах и сформулировали и отшли-фовали и даже разжевали нам её. Нам осталось только проглотить. И со времен египетских фараонов и пророка Моисея ничего прин-ципиально нового не произошло в этой сфере. Народы, основавшие государства, которые порабощали и властво-вали над другими народами имели имперскую, цивилизаторскую идею. А народы, которые попадали в рабство, в зависимость, в "младшие братья" и т.п. вырабативали в своем общественном соз-нании противоположную национальную идею – национального ос-вобождения – идею Исхода из Египта к вольной жизни "запануєм і ми, браття, на своїй сторонці". Но для не єтнических украинцев постоянно стоит вопрос: так хто запанує, чи то – тільки укриаїнці, чи і ми з вами – євреї, татари, москалі – громадяни нашої України в поколіннях. Чи нам потрібно, як в Ізраілі, здати єкзамен на знання державної мови, та довести що, - по матері ти – єврей? Чи потрібен якийсь майновий ценз для не етнічних українців? Думаю, что препоной в том, чтобы уравнять, не в формальных пра-вах, а в духовном единении нации, нужно не на признак крови смотреть, а – глубже – на состояние духа народного. До тех пор пока в массе народа будет преобладать психология рабов и хозяев так и будет:инородец, иноверец – это чужой = враг. Или: бей богатых, грабь награбленное. Украсть у богатого считает-ся чуть ли не геройским поступком. Потому что украл у чужого. Свои- это такая же голытьба, люмпены как и ты. Когда умрет последний человек, который не соблюдает нравствен-ный закон совершенно добровольно и естественно, только тогда новая генерация свободных людей сможет в полной мере осущест-вить национальную идею своего народа. В частности, стать народом вольным, И выйдя из "Египетского плена", наконец войти в землю обетованную. Причем у каждого народа самый большой праздник – это день Не-зависимости, Свободы. Самые почитаемые герои – сыны Отечества отдавшие жизнь за его Свободу и Независимость. Евреи первый в истории народ, который основал и вот уже три с половиной тысячи лет непрырывно празднует освобождение от рабства как самый главный и самый святой праздник – Пейсах. Причем только у евреев свято соблюдается ритуал – внушение де-тям сути этого празндника. А суть сотоит в том, что евреи должны помнить, и это напомитание делается ежегодно, и обязательно, ка-ждому – с младенчества и до самой смерти: "Помни, что мы были рабами в Египте...Тяжко трудились и бедно жили. Надсмотрщики фараона били нас. Бог вывел нас из плена. Тяжек был путь, пита-лись горькой травой и манной небесной. Роптали, но веру не поте-ряли. Помните об этом во все века и передавайте детям". Эта традидиция живет в народе 3500лет. Она утверждает что высшей ценности и цели, чем свобода у народа, который побывал в рабстве нет и быть не может. Психология людей вещь чрезвычайно консервативная. И меняется очень медленно. Моисей знал это и потому водил 40 лет – два по-коления. Чтобы умер последний человек, который родился в рабст-ве, а значит помнил, что он раб. В землю обетовнную могли войти только полностью освободившиеся от духовного рабства люди. И кроме того, раб и свободный отличаются психически. Свободный человек смело берет на себя отвтственность за семью, за род, за свои слова и обещания. И готов платить собственной жизнью за неисполнение своих обязанностей, обещаний. Раб, априори, не спо-собен нести ответственность, с него нельзя спросить за его поступ-ки. Если бы было не так, он не был бы рабом. Тепер повернемось до сучасної української політичної реальності. Ми на початку привели посилання на слова Гімну України. Але вже с цього святого для кожного громадянина Символу Віри починається демонстрація нашого візантійства, подвійної моралі, а по суті рабства перед імперською Москвою. Доля вірша М. Чубинського нелегка. Сам автор потрапив на заслання до Сибіру. За друкування цього вірша царська влада при-тягла видавця О.Коваленка до судової відповідальності. Прочитайте вірш, порівняйте з текстом гімну, який дозволила собі прийняти ВР, де править проросійська більшісь. Слова наче б то й ті (але не всі!), а от ДУХ (національна ідея) ледь животіє в перероблених, на догоду північному сусіду, строчках. Ще не вмерла Україна Ще не вмерла Україна, И слава, и воля! Ще намъ, браття-молодці, Усміхнетця доля! Згинуть наші вороги, Якъ роса на сонці; Запануємъ, браття, й ми У своій сторонці. Душу, тіло ми положим За свою свободу И покажемъ, що ми браття Козацького роду. Гей-гей, браття миле, Нумо братися за діло! Гей-гей пора встати, Пора волю добувати! Наливайко, Залізнякъ И Тарас і Трясило Кличуть насъ изъ-за могилъ На святеє діло. Изгадаймо славну смертъ Лицарства-козацтва, Щобъ не втратить марне намъ Своего юнацтва. Душу, тіло и д. Ой Богдане, Богдане, Славний нашъ гетьмане! На-що віддавъ Україну Москалямъ поганимъ?! Щобъ вернути іі честь, Ляжемъ головами, Назовемся Украіни Вірними синами! Душу, тіло и д. Наші бряття Славяне Вже за зброю взялись; Не діжде ніхто, щобъ ми По-заду зістались. Поєднаймось разомъ всі, Братчики-Славяне: Нехай гинуть вороги, Най воля настане! Душу тіло и д. В більш розширеному та розтлумаченому вигляді національна ідея викарбована великим Каменярем в поемі "МОЙСЕЙ". А невмирущі слова ЗАПОВІТА великого Кобзаря не потребують ніяких тулмачень. Призывы и пророчества наших великих предков имеют глубокий сакральный смысл для народа. И воспринимаются от сердца к сердцу, без всяких пояснений как истина в последней инстанции. По нашим наблюдениям, именно, восприятие или невосприятие Гимна, Шевченка, Франка, служат лакмусовой бумажкой – кто есть кто в Україні. И не нужно делать вид, что мы ищем эту идею. Она давно выстрадана и определяет потенциал народа, и государства на будущие времена. Свести ее к ЕВРО-2012, или – стать ''европейской страной'' – это из-начально очень мелко. Но мысль о том, что на сегодняшний день все определяет морально – нравственное возрождение Украины, мы считаем верной. Без возрождения верховенства Моральных принципов (10 заповедей божих) в обществе не будет ни верховенства права, ни суверенитета державы, ничего. То есть, сокрушаясь, что у нас не получается строительство эффективного национального государства, мы приходим к пониманию того, что для этого нужно, чтобы народом овладела национальная идея. Но без господства в народе морали ничего этого невозможно. Т.е. сначала нужно восстановить традиции предков, а на них уже возможно все остальное – перестать быть рабами, стать свободными людьми и свободным народом, вольно живущем на своей земле и под защитой своего государства, а не – соседнего царя. Чтобы восстанавливать традиции, нужно единство народа- нации. Внешним объединяющим фактором всегда была внешняя угроза для своих от чужих – властей, пришельцев, оккупантов и т. п. Внутренним объединяющим фактором всегда была угроза утраты материальных благ для выживания и расширенного воспрозвод-ства народонаселения. (Проще говоря – угроза голода, холода, эпидемий и т.п.) В примере с древними евреями второй фактор не характерен. В плену они были сыты и обеспечены для размножения своего народа. Но у них не было свободы. Они были рабами, пусть и в хорошо оплачиеваемыми и в стабильном экономически и мирном государстве. Но чужом. Что же произошло с национальной идеей объединения народа для выхода из рабства и обретения свободы? Ф. Фукуяма правильно писал, что распад империи СССР уничтожил главный фактор объединения людей. Это был отрицательный фактор, который основан на противопоставлении: "мы – они". Исчез образ внешнего врага. Больше нет, против кого объединяться. А поскольку гражданское общество с его институтами было разрушено за 70 лет, а в результате Голодомора – стерто из националь-ной памяти центральных и восточных областей Украины, то не осталось ни внешнего ни внутреннего объединяющего фактора для самоорганизации людей ради общего блага, и общего дела. И осталось нам три прибежища для добровольной самоорганиза-ции, основанной на доверии друг к другу: семья, этнос, церковь и мафия (преступное сообщество). Здесь есть хоть какая-то гаран-тия, что тебя окружают "свои". А все, что за пределами этих есте-ственных объединений граждан – враждебная среда. Теперь вернемся к ИДЕНТИФИКАЦИИ – этой духовной и физиче-ской связи с: - предками, их могилами, с родственниками и "близкими", все это – свои, в отличие от чужих, похожих, но не своих; - землей на которой живеш, которая принадлежит твоим предкам, полита их потом и кровью; - природой и климатом, флорой и фауной, которая вызывает глубокое чувство ностальгии, когда ты находишься в чужих землях; - культурой, языком, традициями обычаями (правом), которые заложили предки. У многих из русскоязычных горожан Украины не все из этих факторов совпадают с этничными коренными украинцами. А человек, оторвавшийся от своей традиции перестает видеть ее присутствие в чем бы то ни было. Поэтому то, что сейчас происходит, напоминает бунт рабов. В нашем народе есть значительная часть патриотов, которые когда видят посягательства на честь и достоинство своей земли или на ее суверенитет, готовы встать на защиту ее интересов не требуя ника-ких наград. По другому они не могут. Яркой иллюстрацией этого есть позиция молодежи, которая пошла в УПА, сознательно – на смерть. И в чем бы их не обвиняли – что их поддерживали и Дефинзива и Сигуранца и Абвер и Папа римский и даже Дьявол. Но правда всегда будет на стороне этих юно-шей, потому что они воевали на своей земле, где поголовно все на-селение их поддерживало и помогало чем могло. Спрашивается: кому они изменили? Кого предали? Может СССР, который их ок-купировал в 1939г., Или Польшу, которая их оккупировала до 1939г.? Или – остатки Австро- венгерской империи, которые их ок-купировали до 1918г.? Представляется, что именно эта молодежь была носителем национальной идеи в самом её концентрированном виде. А коли незалежність було сдобуто, то перед народом стала слідую-ча ціль (вона і є національная ідея) – це розбудова Держави. Знову ж таки – на своїй землі, силами синів власного народу и для цього народу. Та от, на відміну від тих, кого ми називаємо пятою колоною, сини нашого народу як і в ОУН-УПА 20 ст., так і в "Порі" чи бойскаутах 21ст. готові на самопожертву в разі потребі захисту інтересів Укра-їни. Говорят, что в войнах, битвах побеждает сильнейший. Это и так и не так. Смотря что называть победой. И в какой перспективе. Бли-жайшей или отдаленной. Мы хотим выделить роль морального фактора. В стратегической перспективе побежнает (даже если погибает сейчас в неравной борьбе, как 300 спартанцев) всегда тот на чьей стороне справедли-вость, вера в в себя в свой народ, в свою правду на своей земле. Это все удесятеряет и силы и дает победы. Почему Солдаты древ-ней Спарты (а все граждане ее были её солдатами) за 800 лет существования славного государства не проиграли ни одного сражения, ни один спартанец не был пленен и превращен в раба. А формула проста. Спартанца можно было убить, но нельзя – победить и пленить. Идем дальше: если человек или народ готов к тому чтобы отдать свою свободу в обмен на жизнь раба, то он уже до сражения или войны эту войну проиграл МОРАЛЬНО. И наоборот. Захватчик, аг-рессор считает: сколько жизней своих солдат и материальных ре-сурсов придется положить, чтобы покорить вышедших из под влияния рабов. И какой эффект это даст в будущем, если население этой территории будет постоянно восставать. С другой стороны, следует четко понимать, что моральные ценности воспринимаются только своими. В нашем широком случае "свои" – это граждане западно-христианской цивилизации, представленные в Украине конфессия-ми Киевского Патриархата, униатами, греко-католиками, католи-ками, протестантами, иудеями, мусульманами. Им пртивостоят "чужие" агрессивная великодержаная конфессия т.н. Третьего Ри-ма, или восточно-христианской церкви – Московского патриарха-та. Поэтому имеем дело с цивилизациооным разломом. А беда наша в том, что вожди наши, и в этом отношении, исповедуют двойную византийскую мораль. И бояться, и потому не могут, как в свое время делали Константин Великий или Святой Владимир, (оба – равноапостольные) – объявить в Украине единую поместную церковь (государственной) религией. Например, на базе первых четырех конфессий. Со всеми вытекающими последствиями. Но те потому и стали великими, что не знали рабского страха. Чем быстрее призойдет окончательная самоидентификация боль-шинства русскоговорящего населения с ценностями своей земли и своего народа, а не соседа, тем больше мы получим истинных патриотов. Что, на наш взгляд, станет решающим в этом деле? Только если Президент Ющенко найдет в себе силу воли и действительно раздаст землю своим гражданам. Крестьянам, и – не только. Нет большего фактора патротизма, чем частная собсвенность на землю. Отдайте людям землю и Вы получите весь народ, готовый перегрызть глотку любому, кто посягнет на самое святое – его Землю! А тот из лидеров нации, который сумеет это сделать, – войдет в историю как её Великий Отец-основатель! Олександр Маліков, для УП

 

 

Немає коментарів: