Тему 10. начнем с обсуждения проблемы «Свой-чужой»
- Этноцентризм. Роль титульной нации и национализма.
- Принцип политического гражданства.
- Идеи Липинского. (Феномен Барака Обамы).
- Национальная идея и национальные интересы Украины
- Кто станет Отцом нации?
Этот материал был опубликован ранее автором на страницах НП:
http://narodna.pravda.com.ua/nation/49d625c963b6f/
"Свой - Чужой"
(или в чем смысл украинской национальной идеи для русскоязычного гражданина Украины)
Опубликованное сегодня в УП интервью президента В.Ющенко побудило меня поднять материалы (мысли и компиляции), собранные за 2-3 года и предложить их вниманию публики, читающей и думающей на двух языках.
"Хорошо пилотам - за них эту проблему решает специальный прибор, а политику надо определять самому - мгновенно и безошибочно"
"Головне завдання сьогодні – об'єднати всі сили, здатні боронити державність України. Об'єднання всіх сил є не просто важливим завданням, а історичним шансом для нашого суспільства.
Історія дає нам шанс, і ми мусимо ним скористатися. Саме ця ідея може і повинна об'єднати усіх нас, сущих в Україні, незалежно від того, якою мовою ми розмовляємо і до якого храму ходимо."
Приблизно так написано в програмах усіх наших парламентских партій.
"Українська ідея природно виростає з української історії, в якій виділяється виразна національна риса – воля до свободи. Коли наша "еліта" плямкає губами під час виконання Національного гім-ну, вона мимоволі повторює квінтесенцію української національної ідеї".
Погоджуючись з Палієм, подивимося на цю "квінтесенцію" очима та тих титанів духу, яки її для нас сформували і донесли. Чому ми це робимо? Тому що вважаємо, що величезна частина російськомо-вних громадян України, які є її природніми патріотами, але не є ет-нічними українцями, мають велике бажання розібратися у власній самоїдентифікації. Бо не хочуть бути громадянами другого сорту на рідній землі. І не мають ніякого бажання підтримувати п'яту коло-ну бувшої російскої імперії.
Мы считаем лицемерием одних и безрграмотностью других поиски и рассуждения по поводу национальной идеи. Особенно умиляют сетования – вот если бы кто-то – президент или ученые сформули-ровали нам ее, то мы бы зажили прекрасно. А так живем, убогие, без цели и без традиций как перекатиполе в степи под ветром.
Брехня все це. Лучшие из лучших сынов украинского народа и в поэтической и политической формах и сформулировали и отшли-фовали и даже разжевали нам её. Нам осталось только проглотить. И со времен египетских фараонов и пророка Моисея ничего прин-ципиально нового не произошло в этой сфере.
Народы, основавшие государства, которые порабощали и властво-вали над другими народами имели имперскую, цивилизаторскую идею. А народы, которые попадали в рабство, в зависимость, в "младшие братья" и т.п. вырабативали в своем общественном соз-нании противоположную национальную идею – национального ос-вобождения – идею Исхода из Египта к вольной жизни "запануєм і ми, браття, на своїй сторонці".
Но для не єтнических украинцев постоянно стоит вопрос: так хто запанує, чи то – тільки укриаїнці, чи і ми з вами – євреї, татари, москалі – громадяни нашої України в поколіннях. Чи нам потрібно, як в Ізраілі, здати єкзамен на знання державної мови, та довести що, - по матері ти – єврей? Чи потрібен якийсь майновий ценз для не етнічних українців?
Думаю, что препоной в том, чтобы уравнять, не в формальных пра-вах, а в духовном единении нации, нужно не на признак крови смотреть, а – глубже – на состояние духа народного. До тех пор пока в массе народа будет преобладать психология рабов и хозяев так и будет:инородец, иноверец – это чужой = враг.
Или: бей богатых, грабь награбленное. Украсть у богатого считает-ся чуть ли не геройским поступком. Потому что украл у чужого. Свои- это такая же голытьба, люмпены как и ты.
Когда умрет последний человек, который не соблюдает нравствен-ный закон совершенно добровольно и естественно, только тогда новая генерация свободных людей сможет в полной мере осущест-вить национальную идею своего народа.
В частности, стать народом вольным, И выйдя из "Египетского плена", наконец войти в землю обетованную.
Причем у каждого народа самый большой праздник – это день Не-зависимости, Свободы. Самые почитаемые герои – сыны Отечества отдавшие жизнь за его Свободу и Независимость.
Евреи первый в истории народ, который основал и вот уже три с половиной тысячи лет непрырывно празднует освобождение от рабства как самый главный и самый святой праздник – Пейсах. Причем только у евреев свято соблюдается ритуал – внушение де-тям сути этого празндника. А суть сотоит в том, что евреи должны помнить, и это напомитание делается ежегодно, и обязательно, ка-ждому – с младенчества и до самой смерти: "Помни, что мы были рабами в Египте...Тяжко трудились и бедно жили. Надсмотрщики фараона били нас. Бог вывел нас из плена. Тяжек был путь, пита-лись горькой травой и манной небесной. Роптали, но веру не поте-ряли. Помните об этом во все века и передавайте детям".
Эта традидиция живет в народе 3500лет. Она утверждает что высшей ценности и цели, чем свобода у народа, который побывал в рабстве нет и быть не может.
Психология людей вещь чрезвычайно консервативная. И меняется очень медленно. Моисей знал это и потому водил 40 лет – два по-коления. Чтобы умер последний человек, который родился в рабст-ве, а значит помнил, что он раб. В землю обетовнную могли войти только полностью освободившиеся от духовного рабства люди. И кроме того, раб и свободный отличаются психически. Свободный человек смело берет на себя отвтственность за семью, за род, за свои слова и обещания. И готов платить собственной жизнью за неисполнение своих обязанностей, обещаний. Раб, априори, не спо-собен нести ответственность, с него нельзя спросить за его поступ-ки. Если бы было не так, он не был бы рабом.
Тепер повернемось до сучасної української політичної реальності.
Ми на початку привели посилання на слова Гімну України. Але вже с цього святого для кожного громадянина Символу Віри починається демонстрація нашого візантійства, подвійної моралі, а по суті рабства перед імперською Москвою.
Доля вірша М. Чубинського нелегка. Сам автор потрапив на заслання до Сибіру. За друкування цього вірша царська влада при-тягла видавця О.Коваленка до судової відповідальності.
Прочитайте вірш, порівняйте з текстом гімну, який дозволила собі прийняти ВР, де править проросійська більшісь.
Слова наче б то й ті (але не всі!), а от ДУХ (національна ідея) ледь животіє в перероблених, на догоду північному сусіду, строчках.
Ще не вмерла Україна
Ще не вмерла Україна,
И слава, и воля!
Ще намъ, браття-молодці,
Усміхнетця доля!
Згинуть наші вороги,
Якъ роса на сонці;
Запануємъ, браття, й ми
У своій сторонці.
Душу, тіло ми положим
За свою свободу
И покажемъ, що ми браття
Козацького роду.
Гей-гей, браття миле,
Нумо братися за діло!
Гей-гей пора встати,
Пора волю добувати!
Наливайко, Залізнякъ
И Тарас і Трясило
Кличуть насъ изъ-за могилъ
На святеє діло.
Изгадаймо славну смертъ
Лицарства-козацтва,
Щобъ не втратить марне намъ
Своего юнацтва.
Душу, тіло и д.
Ой Богдане, Богдане,
Славний нашъ гетьмане!
На-що віддавъ Україну
Москалямъ поганимъ?!
Щобъ вернути іі честь,
Ляжемъ головами,
Назовемся Украіни
Вірними синами!
Душу, тіло и д.
Наші бряття Славяне
Вже за зброю взялись;
Не діжде ніхто, щобъ ми
По-заду зістались.
Поєднаймось разомъ всі,
Братчики-Славяне:
Нехай гинуть вороги,
Най воля настане!
Душу тіло и д.
В більш розширеному та розтлумаченому вигляді національна ідея викарбована великим Каменярем в поемі "МОЙСЕЙ".
А невмирущі слова ЗАПОВІТА великого Кобзаря не потребують ніяких тулмачень.
Призывы и пророчества наших великих предков имеют глубокий сакральный смысл для народа.
И воспринимаются от сердца к сердцу, без всяких пояснений как истина в последней инстанции.
По нашим наблюдениям, именно, восприятие или невосприятие Гимна, Шевченка, Франка, служат лакмусовой бумажкой – кто есть кто в Україні.
И не нужно делать вид, что мы ищем эту идею. Она давно выстрадана и определяет потенциал народа, и государства на будущие времена.
Свести ее к ЕВРО-2012, или – стать ''европейской страной'' – это из-начально очень мелко.
Но мысль о том, что на сегодняшний день все определяет морально – нравственное возрождение Украины, мы считаем верной. Без возрождения верховенства Моральных принципов (10 заповедей божих) в обществе не будет ни верховенства права, ни суверенитета державы, ничего.
То есть, сокрушаясь, что у нас не получается строительство эффективного национального государства, мы приходим к пониманию того, что для этого нужно, чтобы народом овладела национальная идея. Но без господства в народе морали ничего этого невозможно. Т.е. сначала нужно восстановить традиции предков, а на них уже возможно все остальное – перестать быть рабами, стать свободными людьми и свободным народом, вольно живущем на своей земле и под защитой своего государства, а не – соседнего царя.
Чтобы восстанавливать традиции, нужно единство народа- нации.
Внешним объединяющим фактором всегда была внешняя угроза для своих от чужих – властей, пришельцев, оккупантов и т. п.
Внутренним объединяющим фактором всегда была угроза утраты материальных благ для выживания и расширенного воспрозвод-ства народонаселения. (Проще говоря – угроза голода, холода, эпидемий и т.п.)
В примере с древними евреями второй фактор не характерен. В плену они были сыты и обеспечены для размножения своего народа. Но у них не было свободы. Они были рабами, пусть и в хорошо оплачиеваемыми и в стабильном экономически и мирном государстве. Но чужом.
Что же произошло с национальной идеей объединения народа для выхода из рабства и обретения свободы?
Ф. Фукуяма правильно писал, что распад империи СССР уничтожил главный фактор объединения людей. Это был отрицательный фактор, который основан на противопоставлении: "мы – они". Исчез образ внешнего врага. Больше нет, против кого объединяться.
А поскольку гражданское общество с его институтами было разрушено за 70 лет, а в результате Голодомора – стерто из националь-ной памяти центральных и восточных областей Украины, то не осталось ни внешнего ни внутреннего объединяющего фактора для самоорганизации людей ради общего блага, и общего дела.
И осталось нам три прибежища для добровольной самоорганиза-ции, основанной на доверии друг к другу: семья, этнос, церковь и мафия (преступное сообщество). Здесь есть хоть какая-то гаран-тия, что тебя окружают "свои". А все, что за пределами этих есте-ственных объединений граждан – враждебная среда.
Теперь вернемся к ИДЕНТИФИКАЦИИ – этой духовной и физиче-ской связи с:
- предками, их могилами, с родственниками и "близкими", все это – свои, в отличие от чужих, похожих, но не своих;
- землей на которой живеш, которая принадлежит твоим предкам, полита их потом и кровью;
- природой и климатом, флорой и фауной, которая вызывает глубокое чувство ностальгии, когда ты находишься в чужих землях;
- культурой, языком, традициями обычаями (правом), которые заложили предки.
У многих из русскоязычных горожан Украины не все из этих факторов совпадают с этничными коренными украинцами.
А человек, оторвавшийся от своей традиции перестает видеть ее присутствие в чем бы то ни было.
Поэтому то, что сейчас происходит, напоминает бунт рабов.
В нашем народе есть значительная часть патриотов, которые когда видят посягательства на честь и достоинство своей земли или на ее суверенитет, готовы встать на защиту ее интересов не требуя ника-ких наград. По другому они не могут.
Яркой иллюстрацией этого есть позиция молодежи, которая пошла в УПА, сознательно – на смерть. И в чем бы их не обвиняли – что их поддерживали и Дефинзива и Сигуранца и Абвер и Папа римский и даже Дьявол. Но правда всегда будет на стороне этих юно-шей, потому что они воевали на своей земле, где поголовно все на-селение их поддерживало и помогало чем могло. Спрашивается: кому они изменили? Кого предали? Может СССР, который их ок-купировал в 1939г., Или Польшу, которая их оккупировала до 1939г.? Или – остатки Австро- венгерской империи, которые их ок-купировали до 1918г.?
Представляется, что именно эта молодежь была носителем национальной идеи в самом её концентрированном виде.
А коли незалежність було сдобуто, то перед народом стала слідую-ча ціль (вона і є національная ідея) – це розбудова Держави. Знову ж таки – на своїй землі, силами синів власного народу и для цього народу.
Та от, на відміну від тих, кого ми називаємо пятою колоною, сини нашого народу як і в ОУН-УПА 20 ст., так і в "Порі" чи бойскаутах 21ст. готові на самопожертву в разі потребі захисту інтересів Укра-їни.
Говорят, что в войнах, битвах побеждает сильнейший. Это и так и не так. Смотря что называть победой. И в какой перспективе. Бли-жайшей или отдаленной.
Мы хотим выделить роль морального фактора. В стратегической перспективе побежнает (даже если погибает сейчас в неравной борьбе, как 300 спартанцев) всегда тот на чьей стороне справедли-вость, вера в в себя в свой народ, в свою правду на своей земле.
Это все удесятеряет и силы и дает победы. Почему Солдаты древ-ней Спарты (а все граждане ее были её солдатами) за 800 лет существования славного государства не проиграли ни одного сражения, ни один спартанец не был пленен и превращен в раба. А формула проста. Спартанца можно было убить, но нельзя – победить и пленить.
Идем дальше: если человек или народ готов к тому чтобы отдать свою свободу в обмен на жизнь раба, то он уже до сражения или войны эту войну проиграл МОРАЛЬНО. И наоборот. Захватчик, аг-рессор считает: сколько жизней своих солдат и материальных ре-сурсов придется положить, чтобы покорить вышедших из под влияния рабов. И какой эффект это даст в будущем, если население этой территории будет постоянно восставать.
С другой стороны, следует четко понимать, что моральные ценности воспринимаются только своими.
В нашем широком случае "свои" – это граждане западно-христианской цивилизации, представленные в Украине конфессия-ми Киевского Патриархата, униатами, греко-католиками, католи-ками, протестантами, иудеями, мусульманами. Им пртивостоят "чужие" агрессивная великодержаная конфессия т.н. Третьего Ри-ма, или восточно-христианской церкви – Московского патриарха-та.
Поэтому имеем дело с цивилизациооным разломом. А беда наша в том, что вожди наши, и в этом отношении, исповедуют двойную византийскую мораль. И бояться, и потому не могут, как в свое время делали Константин Великий или Святой Владимир, (оба – равноапостольные) – объявить в Украине единую поместную церковь (государственной) религией. Например, на базе первых четырех конфессий. Со всеми вытекающими последствиями. Но те потому и стали великими, что не знали рабского страха.
Чем быстрее призойдет окончательная самоидентификация боль-шинства русскоговорящего населения с ценностями своей земли и своего народа, а не соседа, тем больше мы получим истинных патриотов.
Что, на наш взгляд, станет решающим в этом деле? Только если Президент Ющенко найдет в себе силу воли и действительно раздаст землю своим гражданам. Крестьянам, и – не только. Нет большего фактора патротизма, чем частная собсвенность на землю. Отдайте людям землю и Вы получите весь народ, готовый перегрызть глотку любому, кто посягнет на самое святое – его Землю! А тот из лидеров нации, который сумеет это сделать, – войдет в историю как её Великий Отец-основатель!
Олександр Маліков, для УП
Немає коментарів:
Дописати коментар