Тезисы беседы по теме № 4,
Из истории политических и правовых учений
2. Происхождение государства («Левиафан» Гоббса).
3. Современные теории государства и права о политической сущности демократического государства и устройства власти.
«Без истории предмета нет теории предмета.
Суть явления познается только путем
Изучения его развития:
из чего родилось,
какие стадии развития прошло,
чем стало теперь?
- С какой целью мы излагаем здесь общеизвестные фрагменты истории и теории права и государства?
Для того, чтобы обратить внимание начинающего политика на то, что без глубоких познаний в истории Государства и Права он всегда будет примитивом и дилетантом в этой профессии. А поскольку профессия имеет публичный характер, то невежество политика становится предметом для насмешек и унижений. (Примеры: Черномырдин, Янукович).
Пополнить знания и получить справки по теме можно в литратуре:История политических и правовых учений : Учебник Под ред. О.Э. Лейста; М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
http://grachev62.narod.ru/led/content.htm
Особо прошу обратить внимание на Список литературы, на которую опирается автор этого фундаментального исследования:
http://grachev62.narod.ru/led/chapt17.htm
И сравнить с теми убогими потугами, которые демонстрирует наша «кузница кадров» политиков и управленцев вышего звена – печально известная своим пещерным антисемитизмом, антиглобализмом и антиамериканизмом – МАУП - http://library.iapm.edu.ua/metod/0939-POL_KULT.pdf
(МІЖРЕГІОНАЛЬНА
АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ
НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА
дисципліни
“ПОЛІТИЧНА КУЛЬТУРА”
(для бакалаврів, спеціалістів)
Київ 2005 )
Издания этой т.н. академии, порядочные люди не берут в руки, чтобы не испачкаться. Литература, которую они предлагают для подготовки политиков высшей квалификации иллюстрирует, что готовят они, как минимум, политических кастратов. Чтобы не сказать большего.
· Что есть Право?
Право старше государства. В первобытную эпоху, архонты разрешали акты принуждения членам своего рода (например - кровной мести). Впоследствии функции принуждения осуществляются специально созданными органами власти.
В дальнейшем развитии и усложнении общества (после того, как пленников перестали убивать, а стали превращать в рабов) у Права сформировалась главная политической функция – улаживать социальные конфликты и держать рабов в стойле.
Ученые говорят, что « Право - это порядок регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства, - на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса".
Пусть будет так. Вот только суть эти «правоведы» во все века стараются затуманить, в интересах властей предержащих.
· Вначале было материнское право. Счет родства велся лишь по женской линии.
Моногамия (семья) возникла вследствие сосредоточения собственности в руках мужчины, и из потребности передать её по наследству детям именно этого мужчины.
Для этого была нужна моногамия жены, а не мужа, так что эта моногамия жены отнюдь не препятствовала явной или тайной полигамии мужа.
· Церковь отменила развод, убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств.
В протестантских странах моногамия приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем. "Как в грамматике два отрицания составляют утверждение, так и в брачной морали две проституции составляют одну добродетель".
- Европа, средние века. Исчезло античное рабство, появились нищие свободные, презиравшие труд как рабское занятие.
Пошел процесс бурного развития Права как инструмента охраны господства имущих и обслуживания их взаимоотношения с неимущими массами;
В пролетарском жилище лишились всякой почвы последние остатки господства мужа, кроме разве некоторой грубости в обращении с женой, укоренившейся со времени введения моногамии.
Абсолютное большинство ученых-обществоведов и историков сходятся на том, что эту жизненную силу придало народам Европы, а затем – и Америки, одно очень эффективное средство – Христианство, которое обеспечило единство и сплоченность народов Европы, придало им силу духа и воли для невиданных ранее в истории человечества Свершений. Особенно великие плоды принесла протестантская ветвь христианства в Северной Америке, которое всего за три столетия из заокеанских захолустных колоний и сырьевых придатков Европы вывело США в лидеры всей Западно-Христианской цивилизации.
· Томас Гоббс, «Левиафан». Он говорит не о деятельности государей, а о правах народа.
Он исходит из реального знания людей, каковы они есть, а в основе своей они эгоистичны и злы.
Человеческое искусство - подражание природе. Для охраны и защиты себя создан великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством. - благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,– его занятие!
· Христианское государство и церковь – одно и то же. Мирская и духовная власть являются лишь двумя словами, дабы у людей двоилось в глазах и дабы люди не понимали, кто их законный суверен.
Кто должен быть этим верховным пастырем на основании естественного закона: им должна быть верховная гражданская власть.
Выводы Гоббса:
1. Фундаментальные природные законы-инстинкты :
- природа человека - « человек человеку – волк»;
- их естественное состояние - «война всех против всех»;
2. Но еще более природно для людей - «плодитесь, размножайтесь по всей Земле»
- «повинуйтесь моральному (божьему) Закону, иначе погибните»
3. Государство – инструмент принуждения людей исполнять Закон для общего блага – размножения и овладения популяцей всего доступного пространства.
-Для одних политологов - это все о власти.
- Одно из ключевых понятий политической географии - геополитика.
По своей сути демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии служит экономическая и духовная свобода - свобода высказывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпимости , свобода науки".
· Теории естественного права
- современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом.
Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Последователи этого учения (к числу которых относятся отцы-основатели США) сформулировали "интегральную" доктрину:
"Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога", Бог - первый принцип естественного права.
Увеличивается число людей на Земле в какой-то там прогрессии. Осваиваются для жизни людей все новые и новые пространства.
Значит все идет по законам природным. (Которые не зависят от воли и желания людей, ни от войн и революций ). А только, - от стихийных бедствий, космических и и глобальных катастроф. Перед лицом которых все человечество выглядит как мелкие пятна плесени на земной тверди.
В следующих беседах мы обсудим этот вопрос более подробно. Потому что считаем, что гордыня - главный враг политка. Гораздо в большей степени, чем для рядового гражданина.
Немає коментарів:
Дописати коментар